10:08 20 Апреля 2019
Прямой эфир
  • EUR20.15
  • USD17.91
  • RUB0.28
  • RON4.23
  • UAH0.67
Sputnik

Sputnik и RT испугали депутатов Европарламента

© Sputnik / Алексей Даничев
Политика
Получить короткую ссылку
230 0 0

Обсуждение в Европарламенте резолюции о противодействии Sputnik и RT станет отличной рекламой для российских СМИ, считает председатель комиссии ОП России по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина.

КИШИНЕВ, 21 ноя — Sputnik. В повестке четырехдневной пленарной сессии Европарламента, открывающейся в понедельник в Страсбурге, значатся дебаты по ситуации в Сирии и Турции, вопросам укрепления европейской обороны и информационного противодействия российским СМИ — главным образом, агентству Sputnik и телеканалу RT.

По мнению председателя комиссии ОП России по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елены Суторминой, обсуждение резолюции об информационном противодействии российским СМИ в ходе сессии Европарламента "в существенной мере противоречит не только дипломатическому этикету, но и целому ряду международных документов, в частности, принятых ОБСЕ по вопросам защиты свободы слова, ратифицированные странами-участниками объединения".

"Нагнетание обстановки явно не то, чем бы следовало заниматься на общеевропейском уровне. С другой стороны, это явный комплимент нашей "мягкой силе", отличная реклама для Sputnik и Russia Today (телеканал RT)", — сказала Сутормина, которую цитирует РИА Новости.

Российский контекст дебатов в ЕП связан с вынесением на голосование в среду 23 ноября резолюции "Стратегические коммуникации ЕС как противодействие пропаганде третьих сторон". В документе утверждается, что Москва введет в отношении Евросоюза "враждебную пропаганду". При этом противодействие России авторы резолюции приравнивают к борьбе с ИГ (группировка запрещена в России) и призывают Еврокомиссию и страны-члены Евросоюза к дополнительному финансированию проектов по контрпропаганде. Ранее европейский портал EU Observer сообщал, что на эти цели рабочая группа ЕС по информационному противодействию России может получить бюджет в миллион евро.

Кроме того предлагается усилить, в том числе финансово, телеканал Euronews.

В документе, не носящем в случае принятия обязывающего характера, говорится, что правительство РФ, якобы преследуя цель ослабить и расколоть Евросоюз, "настойчиво использует широкий спектр средств и инструментов". При этом из резолюции исключено упоминание агентства РИА Новости, которое изначально, при голосовании в комитете в октябре, в проекте назвали телеканалом — тогда после обнародования текста документа главный редактор МИА "Россия сегодня" Маргарита Симоньян посоветовала его авторам "учить матчасть".

ПРОЕКТ ГРАНИЧИТ С ЦЕНЗУРОЙ?

В резолюции утверждается, что Россия якобы оказывает финансовую поддержку оппозиционным политическим партиям и организациям в странах-членах ЕС, использует фактор двусторонних межгосударственных отношений для разобщения членов сообщества. В качестве основных информационных угроз Евросоюзу и его партнерам в Восточной Европе в резолюции называются агентство Sputnik, телеканал RT, фонд "Русский мир" и подведомственное МИД РФ федеральное агентство "Россотрудничество".

В целях противодействия "российской пропаганде" проект резолюции Европарламента призывает страны ЕС сотрудничать с военным блоком НАТО, чтобы развивать механизмы "скоординированных стратегических коммуникаций" и борьбы с "гибридными угрозами".

"Национальные СМИ в странах, которые являются восточными соседями (ЕС), зачастую слабы и не в состоянии справиться с силой и могуществом российских медиа", — говорится в проекте резолюции.

Проект содержит формулировки, граничащие с предложением ввести цензуру против российских СМИ и призывающие страны ЕС выступить с "конкретными юридическими инициативами для того, чтобы стать более эффективными и ответственными в решении проблемы дезинформации и пропаганды".

При этом авторы документа говорят о необходимости плюрализма СМИ и свободы информации.

НЕ ВСЕ "ЗА"

Дебаты по резолюции, автором которой является депутат Европарламента от Польши Анна Фотыга, состоятся во вторник, 22 ноября. Документ поддерживают не все европарламентарии. Так, по мнению депутата от Испании Хавьера Коусо, "безответственно ставить по уровню угрозы такое государство как Россия в один ряд с "Исламским государством".

Испанский евродепутат, выступающий от имени группы своих коллег, также указывает, что текст резолюции о "пропаганде третьих сторон" не отражает, во-первых, роли "пропаганды, которая развивается главным образом США, по легитимизации их недавних вторжений, таких как в Ирак, ведущих к региональному хаосу"; а во-вторых — собственной пропаганды Евросоюза в отношении своей трактовки демократии "как единственно возможной, что подчеркивает презумпцию превосходства и может быть оскорбительным".

В этой связи группа Коусо требует признать за Россией статус "ключевого партнера ЕС и ключевого глобального игрока — как в сфере международной безопасности, так и в совместной борьбе с ИГ", а также снятия с РФ европейских санкций, возобновления действия соглашения РФ-ЕС и "жесткого разделения ЕС и НАТО".

СОМНИТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА

Комитет Европарламента (ЕП) по иностранным делам одобрил в проект резолюции еще в октябре, причем тогда в нем содержался ряд фактических ошибок, в частности, информационное агентство РИА Новости в нем было названо телеканалом.

"С удивлением узнала, что РИА Новости — телеканал. Все остальное в документе основывается примерно на таком же знании предмета. Резолюционерам следует подучить матчасть для начала", — заявила тогда Симоньян.

Об ощущении реальной угрозы со стороны российских СМИ ранее заявлял ряд политиков на Западе и в Восточной Европе, включая госсекретаря США Джона Керри, президента Украины Петра Порошенко, других чиновников разных уровней, при этом зачастую они приводили не соответствующие реальности данные о бюджетах российских СМИ. Обвинения же в использовании Россией киберпространства для агрессивных действий Москва неоднократно отвергала на самом высоком уровне.

ЕС И ПАРТНЕРЫ УЖЕ ПРИНИМАЮТ МЕРЫ

При этом власти многих стран Евросоюза и стремящихся в ЕС государств Восточной Европы, несмотря на заявления о приверженности принципам свободы слова, применяют репрессивные меры в отношении российских журналистов и СМИ. Так, власти Литвы выслали из страны в 2016 году съемочную группу ВГТРК. В октябре 2015 года власти Эстонии задержали на границе другую съемочную группу ВГТРК и без объяснения причин аннулировали визы. В сентябре 2015 года Эстония отказала во въезде в страну сотруднице МИА "Россия сегодня" Марине Перекрестовой, хотя агентство имеет все необходимые документы для работы. МИД Литвы в апреле 2014 года отказал в аккредитации собкору РИА Новости Ирине Павловой, причины власти не объяснили. Журналист газеты "Комсомольская правда" Галина Сапожникова в августе 2015 года была объявлена в Литве "нежелательной персоной, представляющей угрозу государственной   безопасности".

Украина весной 2015 года опубликовала список из 115 российских СМИ, аккредитация которых при украинских органах госвласти была временно приостановлена из-за того, что их работа якобы "представляет угрозы безопасности Украины". Киев также постоянно препятствует въезду на Украину российских журналистов.

МИД Польши 24 октября 2014 года аннулировал аккредитацию журналиста МИА "Россия сегодня" Леонида Свиридова, который работал в Варшаве с 2003 года. После этого польские власти начали административную процедуру лишения Свиридова вида на жительство, он был вынужден вылететь из Варшавы в Москву 12 декабря 2015 года без решения суда. История российского журналиста уже дважды попала в мониторинговый отчет представителя ОБСЕ по свободе прессы Дуньи Миятович о нарушении прав журналистов в странах организации.

Корреспондент РИА Новости Леонид Свиридов был лишён властями Польши вида на жительства во внесудебном порядке, причины этого Варшава отказывается обнародовать. Власти Чехии отказали корреспонденту РИА Новости Александру Куранову в аккредитации.

Российских журналистов регулярно не впускают в Молдавию. Так, в октябре 2015 года произошло два случая задержания в аэропорту Кишинева репортеров НТВ. Журналисты были высланы обратно в Москву. В марте съемочную группу ВГТРК, направлявшуюся на освещение выборов в Гагаузии, также не пустили в Молдавию.

В марте 2016 года власти Латвии заблокировали агентство Sputnik и сообщили о закрытии ресурса в доменной зоне.lv. Сотрудников Sputnik в Латвии и Эстонии вызывали на беседы в органы безопасности этих стран в связи с их журналистской деятельностью. Также в марте служба государственной безопасности Швеции выпустила заявление, где обвинила Россию в проведении "психологической войны" в которой особо выделила значимость RT и Sputnik.

Ограничения в отношении российских журналистов введены на Украине — ряду журналистов запрещен въезд в эту страну, санкции действуют и в отношении ряда руководителей российских СМИ.

Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Молдова на родном языке — скачайте мобильное приложение для ваших смартфонов и планшетов.
Скачать приложение для iPhone >>
Скачать приложение для Android >>
Теги:
противодействие, запреты, СМИ, телеканал RT, Европарламент, Sputnik, Телевидение, Интернет-издание
Правила пользованияКомментарии


Главные темы

Орбита Sputnik